Радиопрограмма «Не из той оперы»

С 2009 года Виктор Иванович является автором и ведущим еженедельной программы «Не из той оперы» на радио «Орфей». Программа выходит при поддержке Федерального агентства по печати и информации. Гостями программы в разное время были выдающиеся россияне -  академик Е. В. Чазов, народный художник СССР А. М. Шилов, народная актриса России Л. А. Чурсина, ректор Московского института иностранных языков Э. Ф. Володарская и многие другие.

Аудитория классической музыки – не только профессионалы, имеющие специальное образование. Аудитория радио «Орфей» - это широкий круг людей с разными биографиями, разными жизненными путями, но объединенные одной страстью – к классической музыке.

Многие из наших слушателей достигли высокой планки  в самых разных областях жизни: политика, экономика, культура, спорт. Но при этом часть их души отдана классической музыке. Они посещают классические концерты, слушают классическую музыку дома.

Приглашаются известные политики, деятели культуры, науки и искусства на Программу «Не из той оперы». Во время разговора с ними слушатели узнают больше об этих известных людях, герои рассказывают о себе, вспоминают эпизоды из своей жизни, называют свои любимые музыкальные произведения. Авторы программы хотят показать, какой значимой может стать классическая музыка в жизни человека, как она определяет его отношение к жизни, помогает ему достигать поставленных целей.

«Не из той оперы» - не только эфирная программа. Это своего рода музыкальный семейный клуб. В конце программы приглашенный получает специальное удостоверение, которое означает, что он и его семья становится членом Клуба любителей радио «Орфей». С этих пор они будут получать приглашения на музыкальные вечера, концерты, которые проводят Российский Государственный музыкальный телерадиоцентр и радио «Орфей».

Как правило, в эфире "Орфея" вы слышите интервью известных музыкантов — дирижеров, исполнителей, руководителей коллективов; в гости в нашу студию приходят как знаменитые, так и еще молодые музыканты. А мы подумали и о тех людях, которые по профессии музыкантами не являются, но страстно увлечены музыкой. Про них часто говорят — «не из той оперы».

перейти на сайт

Юрий Беленький
13.02.2018

1 января в гостях у программы «Не из той оперы…» известный продюсер, режиссер, сценарист и даже преподаватель Юрий Михайлович Беленький. Пожалуй, понятие российского сериала и его имя давно уже стали тождественными. О производстве сериалов в России и месте классической музыки в них рассказывает Юрий Беленький…

Юрий Беленький: «…На мой взгляд, и в моей жизни есть две самые главные вещи – это работа и любовь. Я глубоко убежден, что за эти две вещи Бог не накажет никогда. Поэтому мне приходится работать и в выходные дни, и в праздники, и в церковные, и я верю, что этим я не грешу, не совершаю никакого преступления. То же самое касается любви. То, что делается из-за любви, то, что делается с любовью, то, во что вкладывается любовь – это дело святое, это дело главное. Вот это я и люблю делать. Я люблю вкладывать любовь во что-нибудь… в сценарии, в фильмы, в сериалы, в детей, во внуков…»

Сергей Шаргунов
Сергей Шаргунов
13.02.2018

Молодой, но уже довольно известный российский писатель и публицист СегейШаргунов делится своими философскими рассуждениями о месте писателя в современном обществе, о взаимосвязи музыки и сочинительства, о мотивациях писательской деятельности, о том, каким он видит своего читателя, о работе с издательствами, о поиске материала и вдохновения и многом-многом другом…

Сергей Шаргунов: «Пожалуй, первой классикой, с которой я соприкоснулся, была классика литургическая, поскольку я родился в семье священника. И вот здесь неподалеку от вашей радиостанции, неподалеку от Пятницкой, на улице Большая Ордынка стоит храм всех скорбящих радостей. Это было еще в советские годы, я был ребенком, меня туда приводили, там служил мой папа. Именно в этом храме исполнялись знаменитые литургии – Рахманинова, Чайковского… И более того, сейчас Литургия Чайковского часто звучит в этом храме. Надо сказать, что хор был профессиональный – там были люди из Большого театра. И туда приходили не только верующие, но даже возили иностранцев специально в эту церковь, чтобы послушать литургии…»

Рафаэль Клейнер
Рафаэль Клейнер
13.02.2018

Артист и чтец Московской государственной академической филармонии, Народный артист России, профессор, Лауреат премии Москвы в области литературы и искусства – Рафаэль Клейнер рассказывает об особенностях и тонкостях художественного чтения…

Война… В Сибирь эвакуировали завод, на котором работала его мама. И он, двухлетний мальчик, несколько месяцев ехал в эшелоне в Сибирь вместе со своим страшим братом. А потом уже была армия, театральное училище, Театр на Таганке, появились сольные чтецкие программы… Ему постоянно хотелось читать, исполнять, как говорит сам артист «не исполнять волю чью-то, а вот делать и выходить, и находить звуковой эквивалент тому, что написал поэт, или писатель, или философ; и когда ты находишь отзвук в зале этому – то это, конечно, прекрасно…»

Сегодня одни программы он делает сам, а другие составляют профессиональные режиссеры, о некоторых из них Рафаэль Клейнер рассказывает в программе. Его учителем был великий Дмитрий Николаевич Журавлев – советский актер, непревзойденный мастер художественного слова. Кто как не он, близко общавшийся с самим Святославом Рихтером, благодаря чему молодой Рафаэль Клейнер воочию соприкоснулся с творчеством выдающегося пианиста, открыл своему ученику, что художественное слово есть не что иное, как музыка. «Интонация рождается от видений, а видения – от знаний», - говорит Рафаэль Клейнер и тут же начинает читать Бродского…

Рафаэль Клейнер: «…Я сейчас вспоминаю – маленький был, слушали музыку. Я жил в далеком сибирском городе и там кроме чернойрадиотарелки ничего не было. И слушать музыку – это было величайшее наслаждение и благо. Это потом я уже «Петю и волка» Прокофьева читал вместе с оркестром. Или, вспоминаю – один из моих режиссеров Народный артист Советского союза Дмитрий Николаевич Журавлев, когда мы шли после концерта Святослава Рихтера, и висела моя афиша; он увидел, и Святослав Теофилович сказал: «Пусть видят на что идут». Конечно, я всегда слушал музыку, где только можно ее слушал…»

Людмила Чурсина
Людмила Чурсина
13.02.2018

Первые шесть лет она училась в Тбилиси, потом два года в Батуми, потом Чукотка, Камчатка… Это были такие броски из ледяного царства во влажные субтропики. Так же случайно ее забросило и на экзамены в театральное училище. Сегодня Людмила Чурсина – известная актриса театра и кино, Народная артистка СССР и поистине любимица нашей страны.

Людмила Чурсина: «Где-то, наверное, мне было лет девять, были тогда старые-старые приемнички. Так я на них иногда что-то искала, ловила. И впервые, вдруг, я услышала музыку, которую я не знала – чья, кто, что? Либо это попало в какое-то мое состояние, детское, но я ее прослушала, не отвлекаясь, не отрываясь, и потом только узнала, что, оказывается, это была Шестая симфония Чайковского. И вот с тех пор она занимает у меня отдельное место. И когда я получила свою первую зарплату в театре Вахтангова, я пошла, купила - тогда это назывался патефон, но уже такой более модернизированный - и купила Шестую симфонию Чайковского…»

В программе Людмила Чурсина преподносит некий светский взгляд на классическую музыку и музыку вообще, рассказывает о своем творческом становлении, об общении с выдающимися режиссерами и композиторами, о том, что есть музыка для театра и для каждого конкретного спектакля, фильма или роли…

Людмила Чурсина: «Вообще, в театре без музыки любой бы спектакль, он был бы плоским и как бы голым. Музыка, она «одевает» и души героев, и души зрителей, она обустраивает пространство и гармонизирует его. И потом, она – самостоятельный герой в любом спектакле и в любом фильме…»

Леонид Ивашов
Леонид Ивашов
13.02.2018

Леонид Григорьевич Ивашов – потрясающе разносторонний человек - Президент Академии Геополитических проблем, генерал-полковник, доктор исторических наук, он еще к тому же известный поэт, Лауреат многочисленных конкурсов военной песни, член Союза писателей… В своей личности он удивительным образом сочетает военную выучку, тонкий художественный вкус и интеллигентность с каким-то национальным русским колоритом…

Леонид Ивашов: «Геополитика – наука серьезная, глобального размера. И состыковать ее с музыкой, тем более с классической, наверное, сложно. Но сложно тем, кто просто не понимает, что такое геополитика. Основная категория классической геополитики – это пространство. И вторая категория – это этнокультурные исторические типы, или этнокультурные цивилизации. Так вот, когда говорят о пространстве, как правило, оперируют географическими терминами и понятиями. Но в геополитике наряду с географическим пониманием пространства, есть еще пространство духовное, культурное пространство, пространство информационное… И все это объединяется категорией цивилизационного пространства…
…Как правило, когда мы говорим о цивилизационном пространстве, то на первый план выдвигаем религию. Религия в классической геополитике является тем самым объединяющим моментом, который соединяет этносы, нации и государства в единую цивилизацию. Но вот здесь интересный момент. Поскольку в советское время религии были несколько отодвинуты от активного участия в формировании нашей цивилизации, то на первое место выходила культура. И музыка, прежде всего классическая, играла ту самую цементирующую и объединяющую роль…»

С необычайной корректностью Леонид Ивашов говорит о дефиците элиты в российском обществе, о низком культурном уровне нашей армии, о нехватке актуальных военных песен… Куда делось славное русское воинство, офицерские традиции и военная элита, так долго являющиеся символами отечественной армии? Куда пропала культура военной песни? Почему исчезло музыкальное образование в военных училищах? Оркестр и музыка для армии крайне необходимы, считает Леонид Григорьевич, но как вернуть утраченное – былое культурное наследие? Как возродить его и развивать дальше?

Леонид Гелибтерман
Леонид Гелибтерман
13.02.2018

В детстве этого человека чуть было не отдали в балетный класс. И совершенно неизвестно как сложилась бы его судьба, если бы семье не пришлось переезжать в другой город. Но сегодня представить его танцующим, пожалуй, труднее всего. В программе «Не из той оперы» - основатель Автономного эногастрономического университета, Международный судья по винам и крепким алкогольным напиткам, Шевалье Французской гильдии гастрономов – Леонид Гелибтерман.

Леонид Гелибтерман: «Свое раннее детство я провел в таком замечательном городе, который называется Львов. Очень культурный город, город с прекрасными традициями. И будучи совсем малышом, мама взяла меня за ручку и отвела в театр. Во Львове совершенно прекрасные музыкальные театры. И я своим детским восприятием на всю свою жизнь пронес и несу дальше воспоминание о том, когда я в первый раз посмотрел «Лебединое озеро». Я сидел, конечно, не очень много что понимал, но эта атмосфера – совершенно торжественная, такая классическая, она достаточно резко контрастировала с той комнатой в коммуналке, где мы жили. И для меня, конечно, это было очень сильное детское эмоциональное впечатление - увидеть, что есть прекрасный свет рампы, балерины, пачки, совершенно фантастическое звучание музыки…Я получил «культурную прививку», которая позволила мне в дальнейшем в жизни понимать, что есть обыденное, а есть прекрасное».

Это - занимательная беседа о странных закономерностях между музыкой и гастрономией. Леонид Гелибтерман рассказывает о том, какими кулинарными изысками вдохновлялись музыкальные гении прошлого, на что способен подвигнуть вкусный обед и что хорошее вино действительно вдохновляет. О кулинарной составляющей «Гарри Поттера» и некоторых опер, а так же о прочей культурной гастрономии из первых уст…

Леонид Гелибтерман: «Автономный эногастрономичсекий университет – это организация, которая занимается образовательными процессами в области того, что на обыденном языке звучит как: поесть и выпить. В общем и целом мы занимаемся развитием вкусов, развитием культуры потребления блюд и алкогольных напитков в нашем обществе. Ибо громадное количество бед в нашей стране, в том числе, проистекает из-за отсутствия опыта и знаний и, говоря проще, бескультурия».

Карен Шахназаров
Карен Шахназаров
13.02.2018

В гостях у программы «Не из той оперы…» – известный сценарист, режиссер, деятель кино Карен Георгиевич Шахназаров. А рассуждает он о музыкальной культуре современного общества, о качестве звучащей сегодня музыки и о нынешнем отношении к классике…

Карен Шахназаров (цитаты): «Вообще, надо сказать, в Советском Союзе, где я все-таки родился и рос, классической музыки было как-то гораздо больше, чем в современной России. Она культивировалась, и ее всячески пропагандировали. Поэтому ее можно было услышать и по радио, и по телевидению. И даже у того, у кого не было прямой возможности или интереса знакомиться, он худо или бедно, но все-таки имел представление о классической музыке. В этом смысле, я думаю, мое поколение было более склонно к этому…»

«Ты примерно понимаешь, когда ты делаешь картину, какого плана тебе музыка нужна. И в зависимости от этого ты приглашаешь уже того композитора, который кажется тебе лучшим для решения данной задачи. Поэтому это дело такое – индивидуальное…»

«Вообще среда, в которой воспитываются наши дети – она антимузыкальная с точки зрения классики…»

«…Мы недавно восстановили фильм-балет «Спартак». Это – совершенно уникальное произведение, поставленное нашим великим хореографом Юрием Григоровичем, в котором танцевали Васильев, Лиепа – величайшие танцовщики ХХ века. Сегодня это полностью отсутсвует, я даже не помню случая, что бы кто-то пытался сделать что-то похожее - фильм-оперу или фильм-балет…»

«У людей есть потребность на самом деле. Нельзя же все время попсу слушать, хочется чего-нибудь и для души, для вечности…»

Илья Литвак
Илья Литвак
13.02.2018

Илья Литвак – генеральный директор международного кинофестиваля «Верное сердце». Этот человек настолько любит музыку, что с удовольствием сам поет оперные арии, чем радует и слушателей программы «Не из той оперы…»

А разговор с Ильей Литваком получается очень пространный. Попробовав себя в самых разных ипостасях от любительского оперного пения до полноценной детской и семейной кинорежиссуры, о музыке самого разного толка он говорит с одинаковой любовью, и непременно в ассоциациях. Рассказывая о своем личном музыкальном самоощущении и творческом становлении, о своей музыкальной семье, где трое детей и все (!) – начинающие композиторы, он между тем разъясняет, что же такое семейное кино и чем оно принципиально отличается от взрослого и детского кинематографа. В поисках конкретных примеров, Илья Литвак говорит о собственых кинокартинах и международном фестивале семейных и детских фильмов "Верное сердце". Все в целом – это выразительный портрет человека, который снимает серьезное и актуальное кино, а в свободное время пишет сказки и поет оперные арии в ванной…

Илья Литвак (цитаты): «Я изначально хотел попасть в оперу и хотел быть оперным певцом. У меня не было никакой музыкальной школы, ничего. Я немного, так сказать, от сохи решил попеть – четыре года попел и решил, что надо заняться чем-нибудь еще интересным и занялся режиссурой. И мимо оперы прошел сначала в театральную режиссуру, потом в кинорежиссуру, снял несколько детских фильмов («Рождественские истории», «Софи»)

«Наверное, в жизни каждого ребенка классическая музыка начинается с советских мультфильмов. Потому что советские мультики, они несли очень доброе начало и, естественно, они искали музыку, которая соответствовала бы по духу, тому, что они на духовном уровне несли детям. А это музыка исключительно классическая, конечно, там привлекались и композиторы советской эпохи, но все равно классическая музыка, особенно, в классических сюжетах превалировала…»

«Все виды искусства держатся примерно на одних и те же законах. Законы, например ритма и темпа. Ритм дается музыкой, это первый, насколько я понимаю, вид искусства, который начал заниматься ритмом. В кино тоже существует свой ритм, то есть чередование кадров, или движение внутри кадра. Оно может быть как виолончель - мягкое звучание, а может быть как барабан или резкие звуки трубы. И сами персонажи двигаются как музыкальные инструменты…»

Илзе Лиепа
Илзе Лиепа
13.02.2018

Народная артистка России и известная балерина Илзе Лиепа рассказывает о своем культурном воспитании в семье, о связи с отцом, о собственной балетной школе и благотворительной деятельности…

О семье: «В нашей семье вся атмосфера была проникнута очень хорошей музыкой. И даже вещи, даже материальный мир, который окружал нас, те коллекции, которые собирал отец, будь то фарфор или старинные иконы - это все как-то способствовало тому, чтобы мы развернулись в сторону искусства. Я хочу сказать, что когда мы были маленькими, был, конечно, период, когда мы с этим немножко воевали, когда нам казалось, что это не наше, а наша культура – она новая, когда хотелось в своей комнате повесить плакаты каких-то циркачей, или какие-то вырезки из журналов. Но очень хорошо помню, как в один прекрасный день в мою комнату вошел отец, у него в руках был молоток, гвозди и старинные гравюры. Он сдернул со стены мои плакаты – ту часть моей культуры, очень дорогой мне тогда, как мне казалось – и стал вбивать гвозди. Когда я спросила: «Что ты делаешь?», он сказал: «Когда ты открываешь утром глаза, ты должна видеть красивые вещи». И с этими словами он вбил гвозди и повесил мне гравюру Тальони, с которой я живу до сих пор. Теперь я поняла, естественно, и оценила, и уже довольно давно, как это потрясающе, что отец открывал нам мир гармоничных вещей».

О балете: «Ничто не воспитывает тело так, как балет. Вот именно это слово я хочу сказать – воспитание тела. И необязательно потом быть профессиональным танцовщиком или балериной, но воспитание тела – осанка, грация, вообще какая-то элегантность движения, если об этом можно говорить, культура движения – она, конечно, просто неразрывно связана с хореографией…»

Геннадий Попов
Геннадий Попов
13.02.2018

Ему нравится Юрий Башмет, а еще он любит слушать мелодии из музыкальных шкатулок… Директор музея древнерусского искусства и культуры им. Андрея Рублева, доктор искусствоведения, профессор Геннадий Викторович Попов рассказывает об актуальности прекрасного в сегодняшнем мире.

Востребовано ли нынче древнерусское искусство? Актуален ли Рублев? Как приучить людей любить красивое? Как приучить людей интересоваться своими корнями? Что есть патриотический подъем сегодня? – И это лишь немногие темы этой необременительной (в том плане, что очень легкой) беседы…

Геннадий Попов: «…С детства, с подросткового возраста Моцарт остается тем, кого можно слушать всегда. Потому что, скажем, Шнитке или Шостакович, они все-таки заставляют войти в их мир, а Моцарт позволяет идти рядом, и даже не отрываясь от работы слушать его…»