Радиопрограмма «Не из той оперы»

С 2009 года Виктор Иванович является автором и ведущим еженедельной программы «Не из той оперы» на радио «Орфей». Программа выходит при поддержке Федерального агентства по печати и информации. Гостями программы в разное время были выдающиеся россияне -  академик Е. В. Чазов, народный художник СССР А. М. Шилов, народная актриса России Л. А. Чурсина, ректор Московского института иностранных языков Э. Ф. Володарская и многие другие.

Аудитория классической музыки – не только профессионалы, имеющие специальное образование. Аудитория радио «Орфей» - это широкий круг людей с разными биографиями, разными жизненными путями, но объединенные одной страстью – к классической музыке.

Многие из наших слушателей достигли высокой планки  в самых разных областях жизни: политика, экономика, культура, спорт. Но при этом часть их души отдана классической музыке. Они посещают классические концерты, слушают классическую музыку дома.

Приглашаются известные политики, деятели культуры, науки и искусства на Программу «Не из той оперы». Во время разговора с ними слушатели узнают больше об этих известных людях, герои рассказывают о себе, вспоминают эпизоды из своей жизни, называют свои любимые музыкальные произведения. Авторы программы хотят показать, какой значимой может стать классическая музыка в жизни человека, как она определяет его отношение к жизни, помогает ему достигать поставленных целей.

«Не из той оперы» - не только эфирная программа. Это своего рода музыкальный семейный клуб. В конце программы приглашенный получает специальное удостоверение, которое означает, что он и его семья становится членом Клуба любителей радио «Орфей». С этих пор они будут получать приглашения на музыкальные вечера, концерты, которые проводят Российский Государственный музыкальный телерадиоцентр и радио «Орфей».

Как правило, в эфире "Орфея" вы слышите интервью известных музыкантов — дирижеров, исполнителей, руководителей коллективов; в гости в нашу студию приходят как знаменитые, так и еще молодые музыканты. А мы подумали и о тех людях, которые по профессии музыкантами не являются, но страстно увлечены музыкой. Про них часто говорят — «не из той оперы».

перейти на сайт

Владимир Суровцев
Владимир Суровцев
13.02.2018

Известный российский скульптор Владимир Александрович Суровцев рассказывает о работе скульптора и некоторых своих памятниках, о не сложившихся музыкальных начинаниях и талантливых детях…

Владимир Суровцев: «Скульптура должна сопереживать…»

Владимир Александрович Суровцев родился в Москве в 1951 году. Его творческая биография берет свое начало сразу после окончания художественного ВУЗа в 1977 году. Он является автором (совместно со скульптором Суровцевой Е.М.) монументальных композиций, установленных в Москве, в городе Минеральные Воды (Сев.Кавказ), в городе Шевченко (Казахстан).
  
Наиболее известной работой автора является бронзовый барельеф “Валькирии”, установленный на берегу Эльбы в городе Штрела (Саксония), как символическая композиция, посвящённая первой встрече союзных войск в апреле 1945 г. на реке Эльбе – последнем рубеже Второй мировой войны в Европе. Монумент торжественно был открыт 25 апреля 1995 г. в день 50-летнего юбилея встречи на Эльбе союзных армий (архитектор С. Зобков).

Владимир Суровцев участвовал в работе нескольких международных симпозиумов (пленэров) по скульптуре. Весной 1995 года одна из его авторских композиций (“Бык”, гранит 2х1, 5х4 м) была установлена у ратуши г. Остерхольц-Шармек недалеко от Бремена (Германия) в честь 950-летия со дня основания города.

Работы скульптора находятся в нескольких музеях Российской Федерации, вчастности: в Государственной Третьяковской галерее, в музее Троице-Сергиевой лавры, в музее г. Риза (Саксония), в галереях Бельгии, Германии, США, а также в частных собраниях Бельгии, Великобритании, Франции, Греции, США, Италии, в личных коллекциях Президента РФ Бориса Ельцина и Президента США Джорджа Буша.
  
Работы скульптора дважды с успехом принимали участие в аукционах “Сотбис” в Москве в 1993 г. и в Брюсселе в 1994 г.

Скульптор имеет огромный опыт выставочной деятельности. Было организовано и проведено несколько десятков экспозиций в Москве, других городах России и СНГ, Бельгии, Германии, Аргентины, Финляндии, США.

Владимир Суровцев входит в число наиболее авторитетных московских скульпторов. В настоящее время закончил работу над парковой композицией для Москвы, посвящённой Анне Ахматовой. Закончил работу над бюстом Петра I для Бельгии и над мемориальной доской канцлеру А. Горчакову для Москвы.

Владимир Грамматиков
Владимир Грамматиков
13.02.2018

Вот и закончились новогодние праздники, но новогоднее настроение непременно осталось. А в гостях у программы «Не из той оперы» именно такой человек, который не раз дарил нам это замечательное хорошее настроение в разные годы. Это – кинорежиссер, мэтр советского и российского детского кино Владимир Александрович Грамматиков.

В программе режиссер рассказывает о своем детстве в Свердловске, о переезде в Москву в товарном поезде с тремя своими братьями и сестрами, коровой Милкой и преданным другом семьи собакой Лайкой, о соседстве и дружбе с семьей Михалковых и о внезапно возникшей страсти к кино после трех лет учебы на радиоаппаратуро-строительном факультете Бауманского училища в Москве.

Его первой полнометражной работой в качестве постановщика стал комедийный детский фильм «Усатый нянь», тут же сделавшийся лидером кинопроката (53 млн. зрителей). Грамматиков уверенно нашёл себя в нише детского и подросткового кино, и практически все последующие работы в жанре семейного кино режиссёра отмечались призами советских и международных кинофестивалей.

Виктор Татарский
Виктор Татарский
13.02.2018

Известный радио- и телеведущий, заслуженный артист России, бессменный автор и ведущий радиопрограммы «Встреча с песней» Виктор Татарский беседует с Дианой Берлин о музыкальных предпочтениях – личных и общественных…

Первый выпуск передачи «Встреча с песней» вышел на Всесоюзном радио 31 января 1967 года. После 1991 года выходила на «Радио-1». С середины 1990-х выходит на «Радио России». Тысячный выпуск вышел 11 ноября 2006 года.

Передача построена в форме чтения писем с историями о влиянии различных музыкальных произведений на судьбы людей. После каждой истории звучит указанное произведение. Как правило, истории относятся к старым и редко звучащим произведениям, которые приходится разыскивать. Иногда ведущий читает стихи.

Виктор Татарский: «…Что касается моих предпочтений в области классики, они лежат на поверхности. Это – Бетховен Фантазия для фортепиано, хора и оркестра; исполнители Святослав Рихтер и оркестр под управлением Курта Зандерлинга – великолепного дирижера. Это – оперные увертюры Россини, именно увертюры. Это – Шопен по большей своей части. Это – Рахманинов, в основном Второй и Третий концерты. И Чайковский, конечно, включая балетную музыку Чайковского. В общем, все то, что на поверхности. Уже с Прокофьевым мне сложнее. С Шостаковичем, при всем огромном уважении к этому таланту, еще более сложно…»

Виктор Татарский: «Ну, вы понимаете, кто платит, тот и заказывает музыку. Я считаю так – если народонаселение довольствуется тем, что оно видит по телевидению, такие юмористические программы, или попсуху эту, которая с утра до ночи, если оно не протестует, если его это удовлетворяет, ну и пусть себе… Как говорил Богдан Титомир, «Пиплхавает. Ну, раз хавает, пусть хавает». Что же мы будем с вами теперь делать?..»

Василий Валериус
Василий Валериус
12.02.2018

Вот уж поистине новогодний гость в очередной программе «Не из той оперы…» – Лауреат премии имени Фаворского, профессор факультета графического искусства Московского государственного университета печати, руководитель творческой мастерской «Дизайн уникальных книг», художник книги, сценограф Василий Евгеньевич Валериус рассказывает о красоте в контексте книжного мастерства...

О дизайне, в контексте книги: «Я ведь дизайнер, и по образованию, и по типу деятельности. А дизайн – это что такое? Это – формообразование информационных потоков. Это формообразование само по себе порождает, создает художественный образ, если дизайнер – художник… Например, вот у меня студенты в моей мастерской делают задание, которое называется  «Книга-город» - Венецию. И мне нужно, чтобы само тело книги излучало бы то, что излучает этот город – эту мучительную грусть от того, что это умрет обязательно. И все человечество, сложившись, скинувшись, что называется, даже если это произойдет, все равно не спасет этого города. И эта красота – умирающая, красота на пороге смерти. Это порождает удивительную реакцию и в истории культуры, и в музыке, и в литературе, и в живописи, это очень отражается. И я их пытаюсь научить работать таким образом, чтобы само тело книги, именно тело – движение ее страниц, изменение свойств страницы, когда они становятся все мягче, все темнее. И на обрезе книги видно, что она как венецианские дворцы сначала серая, потом зеленая, потом черная, потом сгнила совсем…»

Об искусстве в контексте книги: «Диск – вещь абсолютно нейтральная, он ничего не излучает, он сам в себе не содержит ничего. Это чистый, как говорят на интернет-языке, контент. А мне важно, чтобы это стало художественным произведением. Ну, вот БенвенутоЧеллини, например, который делает вазу с рельефом. В эту вазу можно налить воды, поставить цветы. Она работает как ваза для цветов. Цветы завяли, их выбросили, воду вылили – она стоит сама по себе эта ваза, и красота нечеловеческая. Просто она сама по себе – произведение искусства. Книга, вообще, обладает способностью, если она книга, а не диск, создавать вокруг себя ауру, как икона в красном углу. Вокруг нее возникает аура. И сколько энергии художник, делающий эту книгу, как произведение пластического трехмерного искусства, в нее вложит, ровно столько она и будет потом излучать».

Борис Диодоров
Борис Диодоров
12.02.2018

Борис Диодоров – народный художник России, президент российского фонда Ганса Христиана Андерсена и, пожалуй, самый трогательный из всех иллюстраторов детских книжек. Его творчество парит в атмосфере сказки, и музыка там своя – особенная…

Борис Аркадьевич Диодоров родился в Москве в 1934 году. В 1960-м он закончил Суриковский институт, а уже в 1969-м стал членом Союза художников СССР. Признание пришло к художнику в 1979 году после выхода в свет повести-сказки шведской писательницы, лауреата Нобелевской премии Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Книга была иллюстрирована изысканными цветными офортами с акватинтой и акварелью. Она получила высшие дипломы конкурсов искусства книги, в том числе Диплом им. Ивана Федорова (1980), «Золотое яблоко» в Братиславе, «Серебряную медаль» в Лейпциге.

 Борис Диодоров - один из немногих книжных художников, удостоенный двух дипломов Ивана Федорова Всесоюзного конкурса искусства книги. А за иллюстрации к «Снежной королеве» и «Русалочке» он получил приз Международного конкурса Андерсена, который в 2001 году художнику вручила датская принцесса Александра.

Что происходит в голове у художника, который всю жизнь творит для детей? Наглядный ответ – в очередной программе «Не из той оперы…»
 
Борис Диодоров о музыке: «Сначала, я даже не помню, 11-12 лет мне было, тогда были черные диски. И там была замечательная рубрика. Сейчас такого почему-то не делают, а она мне в свое время помогла стать человеком - музыкально-образовательные передачи, и разбор Пятой симфонии на радио. Понимаете, музыку же нельзя бегом слушать, я до сих пор противник фоновой музыки, я этого терпеть не могу, потому что такая музыка меня отвлекает. А вот слушать ее – это священнодействие, потому что это как молитва, это всегда развивает твою душу…

… Это было такое необходимое постижение мира, без которого теперь, я уверен, жить нельзя. Музыка помогла мне открыть то, что я ценю в изобразительном искусстве, в литературе – это песнь души. Художник – это песнь души. Если нет у художника этой песни, он не художник…»

Армен Оганесян
12.02.2018

В программе «Не из той оперы» - советник министра иностранных дел РФ, главный редактор журнала «Международная жизнь» Армен Оганесян.

Вся его деятельность на протяжении жизни была так или иначе связана с журналистикой. С 1983 по 1990 гг. он был главным редактором радиовещания на Великобританию и Ирландию Международного Московского радио. В 1987 г. — корреспондентом Гостелерадио СССР в Лондоне. С 1990 по 1992 гг. — генеральным директором объединения «Астра» Международного Московского радио. С 1992 по 1994 гг. — руководил Международным Московским радио. С 1994 года по 23 октября 2008 года — занимал должность председателя Российской государственной радиовещательной компании «Голос России».

Сегодня Армен Гарникович – заслуженный работник культуры РФ, действительный член Академии информатизации (ассоциированный член ООН), член правления НАТ России, член Административного совета Европейского вещательного союза (ЕВС), член радиокомитета ЕВС, советник министра иностранных дел РФ. А также - главный редактор журнала "Международная жизнь".

Где среди всей этой журналистики нашлось место классической музыке – он рассказывает в программе.

Андрей Сахаров
Андрей Сахаров
12.02.2018

Гость программы - историк, член-корреспондент Российской академии наук, директор Института российской истории, Андрей Николаевич Сахаров рассказывает об истории в контексте развития человеческой личности и о том, причем здесь музыка…

Андрей Сахаров: «Уровень культуры, уровень искусства, музыки, живописи, архитектуры – это уровень цивилизации. Мы изучаем цивилизацию. Мы изучаем развитие истории в ее цивилизационном значении и цивилизационном развитии. Что такое вообще развитие истории? Что такое развитие цивилизации? Что такое прогресс истории? Все-таки прогресс истории и прогресс цивилизации – это, прежде всего, прогресс человеческой личности. Там, где развивается личность, совершенствуется духовно, материально, там развивается и цивилизация. Это зависит от многих компонентов, в том числе, как воспринимает эта личность мир, как он комфортен, красив, как он формирует эту личность. В том числе, конечно, и музыка эпохи – это не составная часть истории этой эпохи. И понятно, что когда мы говорим о XIX веке – золотом расцвете мировой музыки, я думаю, что это прямое свидетельство, прямой аргумент в пользу того, что действительно эта эпоха была на огромном подъеме…»

Андрей Дементьев
Андрей Дементьев
12.02.2018

В программе «Не из той оперы…» поэт, журналист, публицист, теле- и радиоведущий Андрей Дементьев вспоминает лучшие моменты жизни, карьеры и творчества…

Так уж сложилось, что самый плодотворный период творческой деятельности Андрея Дементьева пришелся на последние годы советской власти – в то время, когда искусством заниматься было очень непросто, тем более литературой. Всякое творчество подвергалось идеологическому диктату и тотальному контролю. Ограниченная эстетика коммунистической идеологии в значительной степени препятствовала развитию литературы. Произведения Аксенова, Булгакова, Пастернака и многих других выдающихся советских авторов были запрещены и не печатались. 

Андрей Дементьев рассказывает о своей деятельности в должности главного редактора популярного литературного журнала «Юность», когда за каждое «нежелательное» напечатанное произведение вызывали в так называемый Идеологический отдел ЦК КПСС, постоянно висела угроза «снятия с должности», а всякую актуальную литературу приходилось «пробивать» в печать…

Андрей Дементьев: «Что касается музыки, то я должен сказать, что музыка меня сделала поэтом. Потому что все шло в этом русле – с трех лет отец мне читал стихи и хорошие книги на ночь. Садился на краешек кровати и читал мне хорошую литературу…

Все идет от семьи, конечно. Я бывал в некоторых домах, где есть потрясающие библиотеки, но это сегодня как часть дизайна, не более того…»

Андрей Бусыгин
Андрей Бусыгин
12.02.2018

В гостях у программы "Не из той оперы" - заместитель министра культуры России, член Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, доктор экономических наук, профессор – Андрей Евгеньевич Бусыгин. Об искусстве, культуре и истории в контексте государственного управления...

Андрей Бусыгин рассказывает о музыкальном детстве, экономическом отрочестве и государственной службе в настоящем, а параллельно рассуждает о музыкальной философии Стендаля и идеологической войне между народами.

Андрей Бусыгин: «История - вообще такая дама многострадальная. Каждый пытается ее переписать так, как это было бы выгодно. И думается, что действительно сейчас, Холодная война ушла, а вот идеологическая – она, можно сказать, еще продолжается. Взять хотя бы переписывание истории Украины в попытке как-то отделить ее от России. Попытки переписать историю освоения Сибири в России или ее влияние на процессы, которые происходили в Средней Азии. Кроме того, ведь создаются и художественные произведения, в которых имеет место подобная фальсификация…»

Александр Шилов
Александр Шилов
12.02.2018

В программе «Не из той оперы» – удивительный гость, гость, которого знает вся страна, которого знают зарубежом и которого любят поклонники живописи по всему миру – народный художник России Александр Шилов.

Размышления современного художника о собственном творческом пути и своем месте в искусстве, о классике в контексте искусства и о музыке в контексте классики; почему классика не может быть современной, и на что обязывает академическое искусство…

О профессиональном подходе: «…Все шло постепенно, но все шло через мой труд. Звезд неба, здесь случайностей быть не может. Потому что когда работаешь в том направлении, в котором работаю я (реалистическое направление искусства), там все, что художник может, видно сразу. Когда работаешь в классической манере, здесь ничем не отделаешься, здесь, даже если человек ничего не умеющий делать, подойдет, всегда ткнет пальцем и скажет: «Ну что же ты? А у тебя здесь в анатомическом плане неправильно построена голова», к примеру. То есть здесь дурака не поваляешь, и здесь надо серьезно этому учиться. И именно, чем больше получается, тем больше видишь, что у тебя не получается. Глядя, конечно, на великих мастеров, а на них надо всегда смотреть, чтобы не зазнаться. Надо быть по натуре, естественно, самоедом. <…> Потому что, если ты не будешь видеть недостатков, тогда ты и расти не будешь. А расти не будешь, значит, ты будешь стоять на месте… сначала. А следующий период – ты будешь лететь вниз…»

Об искусстве: «Я считаю, что музыка, она же не рождается неизвестно откуда. Из ничего, ничего не получается. Я считаю, что музыка выражает дух человеческий. И потом, это должна быть определенная культура, культура воспитания. Ведь почему раньше во все времена, я имею в виду прошлые века, во всех странах мира руководители государств уделяли первостепенное внимание обучению живописи и музыки всех людей, независимо от того, какую бы они профессию не избрали в своей последующей взрослой жизни. Потому что искусство – это единственная вещь, которая воспитывает душу человека. Искусство обязано ее воспитывать, оно должно ее очищать, облагораживать. Жизнь тяжелая, часто бывает грязная, некрасивая, порочная. А искусство, оно нас поднимает, очищает, облагораживает. Оно для этого и нужно, как глоток воды, когда идешь в пустыне, пить хочется, и вдруг – родник чистый. Вот для этого искусство нужно…»